Потерять лицо

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Потерять лицо

Сообщение автор Шихан Олин в Вс Мар 15 2015, 19:55

Япония 1945 год….
«Воинская доблесть требует преданности»  Хагакурэ
 Война подходила к концу. Узнав о том, что на следующий день Император планирует подписать акт о капитуляции, группа офицеров во главе с адмиралом Угаки села в боевые самолёты и направилась в сторону кораблей американского флота. Во время последнего сеанса связи прозвучало послание адмирала Угаки:
«…За неудачу в защите родной страны и провале в разгроме высокомерного неприятеля я несу личную ответственность. Высоко ценю героические усилия офицеров и всего личного состава подчиненных мне войск в течение последних шести месяцев. Намерен провести боевую операцию на Окинаве, где мои подчиненные пали в бою, как облетает вишневый цвет. Там я пойду на таран и сокрушу самонадеянного врага в духе подлинного „Бусидо“ с твердым убеждением и верой в незыблемость императорской Японии. Уверен, что личный состав всех подразделений, находившихся под моей командой, поймет мотивы, которыми я руководствовался, преодолеет предстоящие трудности и будет стремиться преобразовать нашу великую Родину так, чтобы она сохранилась в веках. Да здравствует Его Величество Император!…»
Этот сеанс связи завершился в 19.24 прорывавшимся сквозь помехи донесением о том, что самолет командующего врезался во вражескую цель. Примерно в то же время послали свои донесения о роковом пике шесть других самолетов.
 Что двигало этими людьми в столь роковые для них минуты, ведь война уже всё равно была проиграна? К чему их жертвы и что они хотели доказать своим поступком, ведь приказа на атаку ни кто не давал? Их логика действительно не поддаётся анализу с точки зрения здравого смысла. Но в том то и дело, что эти воины жили по своим особым канонам и источником их вдохновения был кодекс «Бусидо» – свод правил японских воинов. А кодекс этот давал свою трактовку жизни воина. Что было для самурая страшнее смерти? Более всего самураев страшила – потеря чести!
 
Япония средние века….
«Верность, справедливость и мужество – три природные добродетели самурая» Хагакурэ
 Средневековая Япония погрязла в череде постоянных войн. Жизнь простого человека: торговца, крестьянина, ремесленника не стоила в этой войне абсолютно ничего. Но только не жизнь воина. Ведь боец-самурай – это не просто солдат ополчения. Это воин, живущий и умирающий по своим особым правилам – правилам кодекса «Бусидо». А жизнью своих самураев дорожил каждый полководец. Более того, военные  начальники следили, чтобы самураи были сыты, одеты, хорошо вооружены и обучены. Хорошие полководцы нанимали для воинов своего Клана самых известных и почитаемых Мастеров БИ. Многие из них, по-отечески опекали молодых воинов Клана, посещали их семьи, принимали участие в свадебных церемониях и иных семейных праздниках. Ведь крепкие семьи – это залог сильного, боеспособного войска. Основой всех отношений было взаимное уважение и безграничная преданность своему Клану. Особо большим позором для воина, считалось предательство своего Клана, либо в не уважительной форме высказывание о своих товарищах по оружию, пусть даже и мёртвых,  тем более о командирах. Отношение к таким самураям было одно – презрение! От таких воинов отворачивались даже их собственные семьи. И наоборот – наказать предателя, отрубить ему голову и на подносе преподнести Главе Клана, означало выполнить свой долг и получить одобрение товарищей и даже семьи предателя. Ведь воин, потерявший лицо, лишённый чести – позор для всех самураев и для своей семьи в особенности. Средние века, жёсткие нравы, стремление к абсолютной истине….
 
Наследники традиций
«Обладающий лишь грубой силой не достоин звания самурая» Хагакурэ
 Уже давно отгремели войны самураев. Забыт обряд сэппуку. Но кодекс самураев по-прежнему живёт в сознании современных воинов избравших себе по жизни Путь Боевых Искусств. Ведь современные самураи это представители: Кэндо, Дзюдо, Каратэ и др. живут и соревнуются, придерживаясь в своём этикете и поведении традиций заложенных славными и бесстрашными воинами средневековья – самураями. Единственное, если самураи были как правило воинами по рождению и несли в себе дух не одного поколения воинов – что естественно отражалось на их мировоззрении.  Сейчас «воинами БИ» становятся все желающие, без всякого ограничения, если конечно тянут этот груз.
 
История повторяется
«Сердце добродетельного человека спокойно, а поведение продуманно и не суетливо» Хагакурэ
         Удивительное дело, но и спустя столетия среди представителей боевых искусств также возникают разногласия, случаются предательства и  не лестные отзывы в адрес друг друга. Ученики предают своих учителей. Учителя изгоняют не достойных, а Школы БИ продолжают соперничать друг с другом. Жизнь есть жизнь. И хотя отрубать голову за недостойный поступок сейчас не принято, современные Школы («Кланы») по прежнему стремятся  наказывать отступников и предателей. Ведь этого требует от них кодекс Бусидо и элементарная этика.
 Разве это предательство?
«Алчность, гнев и глупость – это три вещи, которые легко распознать» Хагакурэ
             Если в период боевых действий, проводимых самурайской армией, определить предателя не составляло особого труда – им являлся любой воин, сменивший цвета флага своего Клана на Клан чужой, то в наши дни, многие адепты Боевых Искусств, с трудом могут назвать предателем человека, перешедшего из одной Школы каратэ в другую. Да в чём он собственно виноват, ушёл туда, где ему больше нравится, в чём проблема? А проблема собственно вот в чём: не стоит забывать, что в отличии от обучения в средней общеобразовательной школе, где все получают одинаковые знания, каждая Школа БИ имеет свою особую программу – именно этим она и отличается от т.н. конкурентов. Сама методика, приёмы преподавания, требования на кю-дан тестах, подход к подготовке бойцов, детальные планы годового цикла обучения, тонкости в подготовке и обучении судей, чёрных поясов, порядок организации и проведения турниров – всё это является внутренней тайной Школы Боевых Искусств. И всё это разрабатывается конкретным Мастером для конкретной Школы.  Естественно, обучить этому за короткий срок не возможно, поэтому потеря младших цветных поясов – не является для Школы большой потерей. Но когда из Школы уходят чёрные пояса – люди, которые уже в достаточной степени знакомы с особенностями подготовки бойцов, инструкторов и судей данного «Клана» — для Школы эта потеря является существенной. Ведь если эти люди переходят в другую Школу, они просто усиливают её за счёт ваших знаний. Я думаю понятие «промышленный шпионаж» всем знакомо. Получается человек, получил знания в вашей Школе, а пошёл их использовать в Школу другую. Кроме того, не стоит забывать и самую главную связь: учитель-ученик — которая устанавливается в процессе  обучения. Ведь истинный учитель, не просто передаёт вам знания за те деньги которые вы платите за обучение, но и отдаёт вам часть своей души, делится накопленной энергией и искренне стремится сделать вас лучше и сильнее.
 
А каков мотив?
«В основе добродетели всегда лежит мудрость, человечность и храбрость» Хагакурэ
 Забавно звучит, но со слов «перебежчиков», мотивы практически все называют одинаковые. Если это боец, то: не ценили, не пускали, не давали. Если тренер, то: обирали, не уважали, не помогали. Хотя реальных мотивов всегда существует только два: деньги либо власть. Да, да – точно так же как и везде.
Поднявшись до определённого уровня пользуясь знаниями и возможностями Организации – боец начинает хотеть большего, и когда понимает, что этого большего ему здесь дать не могут – покидает тренера, клуб, Федерацию и идёт туда, где больше возможностей.
Аналогичная ситуация возникает и с тренерами (инструкторами). Многие из них воспитывались в Федерациях с нулевого уровня. Постепенно, шаг за шагом получали знания от своих наставников. Достигнув определённого уровня, их по рекомендациям старших учеников и с одобрения руководителя Федерации, ставили тренировать других, постоянно опекая и заботясь о них. Проходит время, человек изучает «ходы» и особенности работы Организации, и в один прекрасный момент решает, а чем я хуже других? Что мне мешает самому стать Сэнсэем, Шиханом, Бранч-Чифом? Проблема только одна – в данной организации эти звания либо должности получить достаточно сложно, либо они уже все заняты. И вот начинается «драйф» пригодных Организаций – где за меньшие усилия, можно добиться желаемой цели. Со стороны всё выглядит «красиво» — человек «вырос» и стремиться к большему! А на деле?
 
А как это называется?
«Если человек не понимает сердцем – то объяснять ему бесполезно» Хагакурэ
          Что это: предвидеть ситуацию, улучшить текущий момент или всё же предать? А как можно назвать человека, который переходит из одной соперничающей армии в другую, можем ли мы назвать данный поступок достойным уважения? Так, например для работающего в «Тойоте» японца, добровольный переход в «Ниссан» — будет означать крах его карьерной лестницы и в достаточной степени неуважительное отношение его новых коллег.
          История нам показывает массу примеров отношения к перебежчикам. Так, например самурайский Клан, который предал своего военного начальника и перешёл на сторону неприятеля, в случае победы бывшего сюзерена, полностью уничтожался. Убивали всех: женщин, детей, стариков, воинов заставляли сделать сэппуку. А замок, сравнивали с землёй. Вот так в средние века, отбивали у людей охоту – предавать! В годы Великой Отечественной Войны захватывая позиции фашистов, Советская Армия часто сохраняла жизнь даже матёрым «СС»-овцам и брала их в плен, но если попадались «власовцы» или «бэндеровцы» т.е. те кто добровольно перешёл на сторону врага — то их убивали сразу на месте, даже не доводя дело до суда, в разрез со всеми инструкциями. Вот такая ненависть! Но это всё скажем так, материальная сторона дела. А как обстояла духовная?
 
Потеря чести и как с ней жить воину
«Даже после смерти воин должен заботиться о своей чести» Хагакурэ
          Потеря чести для самурая означала однозначно – смерть! Но и в давние времена находились такие, которые не хотели добровольно расставаться с жизнью, пусть даже и почётно, через обряд сэппуку. На таких воинов Кланы объявляли настоящую охоту. Победить предателя в честном поединке, отрубить ему голову, либо живым доставить в замок Главы Клана, для суда и казни – было высшей честью для любого воина.
 Была альтернатива – хамон
«О достоинствах и недостатках предков можно судить по поведению их потомков» Хагакурэ
          Конечно, в своих рассуждениях о чести воина, я зашёл уже достаточно далеко и читатель  предчувствует, что в следующей главе, я просто предложу всех «перебежчиков», либо людей совершивших недостойный поступок относительно своей Школы («Клана») забрасывать камнями или забивать их «лоу-киками». Однако нет. Был в давние времена ещё один «Восточный обычай» — который применялся к воинам и монахам, совершившим недостойный поступок. Термин ему – хамон. Подробно об этом явлении написал в своей статье «Разрушение врат» от 13.08.14 известный историк Будо, КПН, Алексей Горбылёв (да простит он меня за столь вольную трактовку его статьи). Привожу  статью с некоторыми сокращениями:
«….Термин этот до сих пугает японцев (имеется в виду — хамон). В дословном переводе он означает «разрушение врат», а по-японски звучит как «хамон» (破門). Именно «разрушить врата», ведущие к постижению учения школы боевого искусства, чрезвычайно боятся последователи Будо и Будзюцу в Японии.
В мир японских искусств слово «хамон» пришло из буддизма. Там оно означает изгнание монаха из буддийской организации или школы в наказание за совершение самого тяжкого преступления – нарушения четырех важнейших заповедей, обязательных для исполнения монахом: обета целомудрия, обета отказа от воровства, обета отказа от убийства людей, обета избегания клеветы на Учение Будды.
На практике в буддийской общине объявление хамон означает лишение провинившегося всех званий и рангов, изгнание его из общины и лишение статуса буддиста – последователя Учения Будды (т.е. прекращение связей с провинившимся всего религиозного сообщества), двухлетний запрет участия в совершении любых буддийских обрядов. В дальнейшем, в случае раскаяния, человек, подвергшийся хамон, может вновь быть признан буддистом, но он уже никогда не сможет стать «покинувшим дом», т.е. монахом. В христианстве аналогом хамон является отлучение от церкви.
В мире японских боевых искусств хамон означает изгнание ученика из школы, решение об этом принимает глава школы или наставник. Главным основанием для хамон является утрата доверия к ученику со стороны учителя, причиной же могут стать леность ученика, предательство или совершение поступков, бросающих пятно позора на репутацию учителя и Школы.
В традиционной Японии для человека, подвергшегося хамон, складывалась тяжелейшая ситуация. Провинившийся, если сам был наставником, лишался возможности преподавать искусство, которое изучал многие годы, и не мог даже продолжать свои личные занятия с кем-либо из наставников или учеников школы. Конечно, он мог перейти в другую школу, но и здесь его поджидали проблемы, так как действовала круговая порука: любой глава любой другой школы, зная, что отступником по пустякам не объявляют, должен был сто раз подумать, прежде чем принять к себе человека с клеймом несмываемого позора.
В феодальном японском обществе провинившийся, отторгнутый школой, порой становился изгоем всего общества и лишался всех средств к существованию. Не так сейчас, когда блуждание по школам и организациям стало обычной практикой даже в Японии. Причинами являются, конечно, распространение индивидуализма, утрата уважения и разрушение традиционной связи ученик – учитель, в основе которой всегда лежало страстное желание ученика изучать искусство именно у данного конкретного наставника. Сегодня же все чаще ищут не учителя, а организацию, в которой комфортнее… не изучать искусство, а зарабатывать деньги.
Однако и сегодня в Японии в случае объявления хамон провинившийся фактически подвергается остракизму: лишается возможности участвовать в тренировках, с ним прекращают всякое общение прежние товарищи, его призирают….»
Таким образом, нынешние, официальные исключения из состава Федерации: инструкторов, тренеров и даже отдельных бойцов — есть не что иное, как официальное объявление хамон, отлучение от Мира Боевых Искусств, скорее всего без права восстановления. А заодно – послание, которым руководитель в очередной раз напоминает всем членам своей Организации о том, что Путь боевых Искусств – это, прежде всего, путь воспитания нравственности, человеческой порядочности, без которых сила каратэ превращается в инструмент насилия.
 
Вывод
 «Воин должен быть внимателен во всём и не допускать ни малейшей оплошности» Хагакурэ
          Вывод здесь может быть только один. Мир Боевых искусств – очень тесное сообщество. И хотя существует большое количество Школ Боевых искусств и видов единоборств — все крупные мастера достаточно близко знакомы друг с другом. Взять, к примеру, каратэ киокушинкай. Сложно назвать обладателя мастерской степени в рамках одного города – чтобы его имя не было известно другим чёрным поясам. При чём, в большинстве случаев, даже известны подробности Дан-теста, как человек его выдержал,  достойно ли он носит свой пояс. А теперь представьте, человека официально исключили из Школы! Этот позор будет известен всем, и вряд ли принесёт исключённому дополнительного уважения. А окружающим, даст повод лишний раз задуматься, а стоит ли вести своего ребёнка к такому исключённому из Организации тренеру, либо водить дружбу с исключённым из клуба бойцом. «Не верь единожды предавшему» — так гласит одна из народных пословиц.
          Получается, что в современном мире воинов тоже существует порядок наказания бойцов потерявших своё лицо (потерявших честь) – это официальное исключение из Школы, общественное порицание  – хамон. И это, серьёзное предупреждение для всех!

Сергей Олин 14.03.2015

_________________
Путь самурая труден для ребёнка.
avatar
Шихан Олин
3-й дан

Сообщения : 683
Дата регистрации : 2014-06-01
Возраст : 54
Откуда : Челябинск

http://karate74.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Потерять лицо

Сообщение автор Странник в Сб Апр 18 2015, 20:49

Внесу свою лепту(вставлю пять копеек). Тут есть грань,о которой Шихан Олин не упомянул. Если адепт какого либо направления БИ снимает свой черный пояс и кимоно,одевает боксерские шорты и перчатки и изучает бокс, то его не считают предателем. Ни кто никогда не обвинял в предательстве,если адепт изучал допустим айкидо и начал изучать карате, или наоборот. В данном случаи адепт не ставит перед собой цели наживы,власти и денег, это опыт,возможно проверка полученных знаний, ну и т.д. В Хагакурэ так же есть и такое "лишь тот самурай считается хорошим самураем,который не менее семи раз становился ронином", коллеги если что меня поправят.
avatar
Странник
1-й дан
1-й дан

Сообщения : 470
Дата регистрации : 2014-06-16

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Потерять лицо

Сообщение автор Странник в Сб Апр 18 2015, 21:13

Ещё нюанс вспомнил) Все Великие Мастера изучали не одно БИ, а различные,ну и по сценарию уходили в горы в поисках лучшей техники и сатори, спускались с гор, всех били, получали признание, называли своё БИ новым названием,набирали учеников, ну и т.д. Так что пробуйте себя в разных БИ,это не возбраняется, не забывайте только своих Учителей и Альма Матер.
avatar
Странник
1-й дан
1-й дан

Сообщения : 470
Дата регистрации : 2014-06-16

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Потерять лицо

Сообщение автор Странник в Сб Апр 18 2015, 22:07

Ещё момент. Связь Учитель-Ученик. Когда Ученик уходит,для Учителя это не только боль, но и долгие раздумья когда он проглядел Ученика. Ответственность Учителя выше чем ответственность Ученика, в том числе если Ученик ушёл. Был Ученик и скорее всего Любимчик, а стал Предатель, значит, что то пошло не так.
avatar
Странник
1-й дан
1-й дан

Сообщения : 470
Дата регистрации : 2014-06-16

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Потерять лицо

Сообщение автор Спонсируемый контент


Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения